Возрастные особенности развития детей 5 - 6 лет
31.10.2019
Возрастные особенности развития детей старшей группы.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются
многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В
этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по
существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является
оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к
некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим
сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90%
всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный
возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми,
выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов,
мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности,
необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.
Ведущая
деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и
строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты
своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным
результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному
благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.
Ведущая
функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение –
важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов
творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать
предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего
плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет
ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что
ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит
потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает
совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только
основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно
все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом
получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в
которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация
об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире,
человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом
другом.
Это
период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих
процессов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор
хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является
складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки,
мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму,
величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность,
проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх
на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив
упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать.
Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать
у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений,
научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата.
Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное,
в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение
кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не
отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто,
спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима?
Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много
неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
-
выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию;
-
находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному
образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
-
запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
-
рассказывать наизусть несколько стихотворений;
-
пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
-
определять последовательность событий;
-
складывать разрезанную картинку из 9 частей;
-
находить и объяснять несоответствия на рисунках;
-
находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
-
находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
- Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в
пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
- Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет
точность определенным путем наложения или приложения.
- Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим
предметам.
- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
- Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей
суток.
- Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- Имеет достаточно богатый словарный запас.
- Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
- Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок;
последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие
литературные произведения.
- Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с
формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
- Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд
человека в быту.
- Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
- Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
- Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
- Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
- Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Знает стихотворения, считалки, загадки.
- Называет жанр произведения.
- Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
- Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы
круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой
схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить.
Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой
формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к
самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей
сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может
произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и
запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ
оставаться примером для детей. Если
родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет
страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2019
Дата обновления: 09.11.2019
Дата публикации: 31.10.2019