12.06.2024
Одним из важнейших условий развития ранней одарённости
– является создание для детей развивающей среды, которая позволяет не только
систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в
проблемных ситуациях.
Выявление способных детей в
ДОУ начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. Вовлечение ребят в
различные интеллектуальные, творческие, спортивные мероприятия позволяет вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по
развитию их способностей. Выявление одаренных
и талантливых детей – это наблюдения воспитателя и специалистов ДОУ к интересу
ребенка к тому или иному виду деятельности (танцы, песни, рисование, спорт,
познавательно – исследовательская деятельность, конструирование).
Выявлены воспитанники с разными
видами одаренности:
·
художественно-эстетическая;
· художественно-речевая;
· познавательная одаренность;
· спортивная
одарённость.
Для обучения и воспитания одаренных и талантливых
воспитанников ДОУ были созданы условия:
- развивающая предметно – пространственная среда группы,
способствующая познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности,
которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении,
выплеску накопившейся энергии, развлечении;
- проведение мониторинга, который позволяет выявить
способности и задатки дошкольников;
- консультации родителей в развитии у детей каких-либо
талантов, способностей, через различные формы работы;
- взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши
достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.
Для развития выявленных одаренных детей
использовали:
· вовлечение дошкольников в свободные игры со
сверстниками;
· моделирование для детей ситуаций
незавершённости и открытости деятельности и
мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
· акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские
виды деятельности (предметные
игры, рисование, конструирование, лепка и др.);
· привлечение
внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление
детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в
окружении ребенка образцов и результатов творчества взрослых;
· обеспечение
предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого
информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в предметно-развивающем
пространстве ДОУ).
Также с детьми проводятся конкурсы, викторины, исследовательские работы с целью
пробуждения интереса воспитанников детского сада к собственным интеллектуальным возможностям, а также попробовать свои силы в соревновании с другими
детьми, развитие интереса
и подкрепление познавательной мотивации. Им
предлагаются задания различного типа. Таким образом, воспитанники могут продемонстрировать не только знания,
полученные на занятиях, но и свой собственный
кругозор. Кроме того, для детей это замечательный опыт участия в соревновательных и групповых формах работы.
В
период 2019-2024 г.г. наблюдалась положительная динамика развития способностей
талантов воспитанников филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада № 516,
под руководством воспитателя Анисимовой Марии Владимировны. Одаренные и
талантливые дети участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
Таким образом, за 2019-2024г.г. благодаря
индивидуальному подходу, дети с признаками одаренности смогли раскрыть и
реализовать свои способности в различных направлениях деятельности и добиться
отличных результатов в мероприятиях, организованных в детском саду и на
других уровнях.