05.11.2020
В соответствии с приказом
№ 24 от 09.09.2019 г. ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования», филиал МБДОУ – детского сада «Детство»
детский сад №516 является инновационной площадкой по теме «Модернизация
образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с
современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе
инновационной образовательной программы «Вдохновение».
Современные требования к
качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). С целью
предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются
различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной
программы «Вдохновение». Это совершенно новая комплексная программа,
разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных
психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность
программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства
со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста
и развития.
Актуальность проблемы обусловлена реализуемой в настоящий момент в
образовательной системе Российской Федерации модернизацией дошкольного
образования, переосмыслением социокультурной ситуации развития дошкольников,
задачами образования в период дошкольного детства, научными исследованиями,
корректирующими представления о детском развитии, и, как следствие,
формированием новых представлений о качестве дошкольного образования на
современном этапе социально-экономического развития страны. Актуальность
проблемы также подчеркивается кардинальным изменением нормативно-правовой базы
дошкольного образования РФ, выдвигающей новые требования к образовательным
программам дошкольного образования, переходом к реализации ФГОС ДО,
необходимостью учета положений Примерной основной образовательной
программы дошкольного образования.
Новизна Программа «Вдохновение» формирует базисную платформу для
целостного и разностороннего развития детей раннего и дошкольного возраста, их
личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития с
учетом индивидуальных возможностей и ограничений, биологических факторов
развития, факторов окружающей среды, в том числе, современного социокультурного
контекста развития ребенка. Программа «Вдохновение» интегрирует данные
современных научных исследований в области социальной и клинической психологии,
психологии здоровья, психологии детского развития, нейропсихологии,
нейрофизиологии, педиатрии, социологии, антропологии и других областей научных
исследований, опирается на лучший отечественный и зарубежный педагогический
опыт в области дошкольного образования. Программа «Вдохновение» удовлетворяет
все требования современной нормативно-правовой базы дошкольного образования.
Выдвижение гипотезы
Программа
«Вдохновение» позволит решить задачи комплексной модернизации
образовательной деятельности ДОО с целью выполнения требований ФГОС
ДО, ПООП ДО и других нормативно-правовых документов дошкольного
образования РФ.
Деятельность ДОО в рамках
реализации программы позволит создать требуемые психолого-педагогические
условия в образовательной деятельности:
o
учитывать, что ребенок –
активный субъект учения и полноправный участник образовательных отношений; что
в «учебном сообществе», основанном на диалогическом принципе со-действия
(со-конструкции), активны все участники образовательного процесса:
дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают
мир;
o
нацеливать на создание
мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка;
o
поддерживать
исследовательскую активность ребенка, его любознательность и инициативу,
игровую деятельность во всех видах и формах;
o
носить открытый характер,
предоставляя возможность всем участникам образовательного процесса стать
соавторами ее содержания;
o
включать коррекционную
работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, соответствующую
ценностям, философии и принципам Программы;
o
предоставлять инструменты
для систематических педагогических наблюдений, регистрации поведения и развития
ребенка – для понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня
его личностного развития и эмоционального состояния;
o
реализовывать принцип
дифференциации: давать возможность для развития ребенка по индивидуальной
траектории, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом
добиваться высоких результатов всей группы; уделять особое внимание
возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в
группах), способов выражения, содержания деятельности и т.д.;
o
учитывать уникальность
каждого ребенка и делать акцент на индивидуализации, многообразии
образовательных траекторий; предоставлять равные шансы как одаренным, так и
детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр
предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
o
предусматривать
вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости
от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и
их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, ценности
педагогических коллективов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс
образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста,
разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;
o
обеспечивать методическую
поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей;
o
обеспечивать
соответствующим учебно-методическим комплектом дошкольного образования, который
позволяет реализовывать все положения ООП ДОО при организации образовательной
деятельности;
o
предусматривать повышение
квалификации педагогов;
o
обеспечивать
преемственность с начальным общим образованием;
o
иметь возможность для
использования совместно с другими образовательными программами, в том числе,
комплексными и парциальными программами, модульными и другими
личностно-ориентированными программами дошкольного образования.